Почему нельзя смешивать цементы


 
 
 

        Разные цементы вместе — как Лебедь, Рак и Щука
Не может не сказаться то, что предприятия стремятся брать цемент подешевле, используют порой по 5 видов цемента и складируют их вместе. А разные цементы, соединенные вместе, ведут себя подобно Лебедю, Раку и Щуке. Они отличаются по химическому и минералогическому составу, требуют разной температуры тепловой обработки и проявляют свои свойства по-разному: один набирает прочность быстрее, другой медленнее. Стоит ли потом удивляться наличию трещин, сколов, околов и других нарушений структуры бетона. Нельзя одновременно применять такие марки цемента, как ПЦ 400 ДО, ПЦ 400 Д20, ПЦ 400 Д5, к тому же разных заводов-изготовителей.


Иногда применяют цементы одной марки (к примеру, ПЦ 400 ДО), но разных изготовителей. При этом получаются совершенно различные сроки схватывания, темп набора прочности и температура изотермического прогрева.
Нежелательно совмещать Старооскольский и Воскресенский портландцемента, Старооскольский и Мальцевский, Воскресенский и Подгоренский, и это еще не полный список.
Наш институт давно стоит на страже качества московского строительства. С какой бы строительной организацией мы ни работали, везде находим понимание. Там, где внедряют рекомендации института по повышению качества железобетонных изделий, закономерно приходят к выводу, что нельзя экономить на качестве цемента и надо иметь не более двух поставщиков.
Этим принципам следуют все предприятия ОАО «ДСК-1», ОАО «Бескудниковский комбинат строительных материалов», ОАО «Спецстройбетон ЖКИ-17» и другие.
На заводы Главмосстроя тоже ранее поступало несколько цементов, среди которых вклинивался низкоактивный ПЦ-400-20. Сейчас эти предприятия работают наПЦ400Д5и ПЦ400Д0.
ОАО «Стройиндустрия» (г. Одинцово Московской области) входит в холдинг СУ-155. Институт провел там работу по улучшению качества продукции, были изменены составы бетонной смеси. Тепловую обработку в ямных камерах перевели на щадящий режим для того, чтобы процессы твердения проходили нормально. И в результате доказали, что трещинообразо-вания можно избежать.
Такого вида технологические приемы внедрены к настоящему времени на ОАО «Завод ЖБИ-6», ОАО «ДСК-3», ОАО «КЖБК-2», ОАО «ЖБИ-21» и т. д.
       Нельзя совмещать несовместимое
Долгие годы наши заводы работали на Воскресенском ПЦ 400 Д5, изготавливая марку бетона 300. Этот цемент отвечает требованиям ГОСТа: у него ускоренные сроки схватывания, нет водоотделения. Единственное, его химический состав отличается от многих других цементов по содержанию   щелочей.   Поэтому  данныйцемент требует особого отношения: следует совмещать его с заполнителями, которые не имеют в своем составе вредных для бетона веществ — аморфных разновидностей диоксида кремния.
Есть заполнители, где в 5 — 10 раз превышена норма активного диоксида кремния. Соединение этого вещества со щелочью цемента и вызывает коррозию.
Проблема строителей всего мира: когда щелочи взаимодействуют с диоксидом кремния, сначала возникают мелкие трещины, потом более крупные, затем сколы, околы и постепенно конструкция разрушается. Посмотрите на следы разрушения балконов, стен, оголенную арматуру домов 50-х годов. Это от нашего недопонимания: раньше мы не заостряли внимание на том, что нельзя совмещать несовместимое. Если цемент имеет высокое содержание щелочей — допустим, по СНиПу положено не выше 0,6%, а там выше 1%, — то его нельзя совмещать с сырьем Вяземского или Академического карьера, где диоксида кремния в 5—10 раз больше нормы. Положено 50 милимоль на 1 л диоксида кремния, а на самом деле он имеет минимально 250—270 мм/л и максимально чуть ли не 500 мм/л. Значит, данный заполнитель (он на этих карьерах обогащенный, чистый) нужно применять с обычными, или спокойными, цементами. А для цемента с высоким содержанием щелочей нужно сырье других карьеров. Можно работать с гранитным щебнем, а также со щебнем Орешкинского и Сычевского карьеров и карьеров Ярославской железной дороги. Там диоксиды кремния в пределах «сниповских» норм.
В наших Технических рекомендациях будет фигурировать схема-таблица по совмещению цементов с заполнителями, будут приведены данные по многим карьерам. Надеемся, что эта таблица поможет нашим производителям.


        Инородные примеси — опасная добавка в бетон
Пожалуй, основной причиной отстрелов является то, что бетон изготавливается на цементах и заполнителях, перевозимых в загрязненных вагонах инородными веществами. Чистый продукт — цемент, песок и щебень — возят в грязных вагонах! Из-за нерадивого отношения к очистке вагонов чего только не обнаружишь в бетоне: и минеральные удобрения, и обожженный доломит, и уголь, и магнезиальную известь. Все это очень вредно для бетона и приводит к отстрелам. Кстати, по цвету отстрелов всегда видно, чем бетон загрязнен: если угольной пылью, вытекает черная пыльца, минеральными удобрениями — желтоватая, известью — желтоватая или белая.


Наличие инородных веществ пагубно влияет на структурообразование и прочностные качества бетона, при взаимодействии с водой эти вещества увеличиваются в объеме. Как кукушата выпирают из гнезда хозяйских птенцов, так и выталкивают куски бетона. Размер вырванных кусков (от 10 мм до 500 мм), как показывает практика, зависит от количества вредных примесей. Число отстрелов по площади перекрытия или внутренней стены может достигать 50 — 60.
От количества и характера попавших в бетонную конструкцию примесей зависит длительность процесса отстрела. Он может продолжаться от 1 месяца до нескольких лет, так как присутствие вредных примесей обнаруживается не сразу, что особенно опасно. В лаборатории коррозии бетона ГУП «НИИЖБ» за последние 3 года сделан целый ряд заключений по наличию вредных веществ в бетоне.
От инородных примесей пострадали многие московские строительные организации.
В январе 2004 г. с Воскресенского завода на ОАО «Завод ЖБИ-б» поступил цемент в вагонах, загрязненных обожженным доломитом. Применение этого цемента привело к массовому выпуску бракованных изделий, которые пришлось запретить к использованию на объектах. Убыток составил свыше 3 млн руб. Но часть изделий без видимых внешних дефектов все-таки поступила на стройки, что привело к отстрелам на перекрытиях в жилых домах, подготовленных для заселения.
Года три тому назад такой же случай произошел на ОАО «ДСК-1». Щебень был загружен в вагоны, не очищенные от обожженного доломита. Отстрелы продолжались два года.
По тем же причинам в июле 2004 г. понес убытки ОАО «СУ-155». В доме серии И-155 появились отстрелы на внутреннихстеновых панелях сразу на нескольких этажах. Дома, построенные ОАО «ДСК-3», тоже имеют отстрелы.
Все чаще отстрелы стали наблюдаться и при монолитном возведении зданий (ОАО «СУ-155», ЗАО «Монолит-Центр» и т. д.) На одном из готовых под заселение домов ОАО «СУ-155» по фасаду шли отстрелы, словно после бомбежки. Жаль труд строителей — им пришлось ремонтировать здание специальными морозостойкими составами и вновь красить стены.
Создавшаяся ситуация угрожает жизни людей и вызывает дополнительные материальные и трудовые затраты на ремонтные работы. В советские времена имелось меньше подобных дефектов, потому что требования были более жесткими. Железная дорога не пропускала грязные вагоны. Пора и нам навести порядок с перевозками. Надо осознать, что задача у поставщиков и потребителей общая — исключить попадание инородных веществ в цемент и заполнители. Для этого любыми путями следует выявлять, кто загрузил чистый продукт в неочищенные вагоны, и временно лишать такого поставщика возможности участвовать в городском заказе. Тогда цементные заводы и карьероуправления поймут, что рентабельней организовывать участки по очистке вагонов.
Наученный горьким опытом, Воскресенский цемзавод организовал бригаду, которая перед поставкой вагонов на погрузку освобождает их от всего лишнего.
Хорошо, когда завод имеет свою «вертушку». В свое время собственные вагоны были в фирме «Штерн-цемент», их цемент можно было получать без всяких опасений. Сегодня Воскресенский завод тоже собирается закупать вагоны.
Требования к перевозкам будут также отражены в Технических рекомендациях. Необходимо, чтобы ГУП «Мосстройресурс» отражал эти моменты в договорах и принимал жесткие меры к нарушителям договорных обязательств.

 
 

 

 
 
 
Пенобетон, пеноблоки, Санни, заводы, оборудование, производство, пенобетонные блоки